Воровство контента — как бороться

Сегодня сходили с клиентом в отделение «К» белорусского МВД.

Поводом было то, что с сайта клиента наглым образом спарсили каталог, над которым он работал полтора года. Мало того, что спарсили с белорусского сайта, так и разместили на белорусском же сайте (другом конечно). Клиент звонил им, просил удалить ворованный контент, но в результате добился только того, что сайт был на 2 недели заблокирован хостером — через 2 недели он снова заработал с неудаленным контентом.

Главный результат похода в отдел «К» — это не их компетенция. Вот если сайт взломают (желательно белорусы же) либо вирусы распространять будут — подразделение возьмется за эту работу. Воровство же контента лежит в другой правовой сфере — тут можно сразу обращаться в суд, но нужно быть готовым подтвердить факт того, что являешься автором.

В связи с этим хочу дать несколько советов из жизненного опыта по минимизации потерь от воровства контента, проверено на практике.

Если у вас украли контент — советы

Про то, как выявить воровство. Используйте поиск Гугла и Яндекса, вбивая достаточно объемные фразы со страниц вашего сайта. Также можно использовать различные программы для проверки уникальности контента, например, Адвего Плагиатус. Если копии найдены, и вы уверены, что являетесь автором материалов, то предпримите следующие шаги.

1. Напишите, позвоните владельцу сайта по данным, указанным в контактах на сайте и в Whois-данных домена. Писать письмо нужно жестко, бескомпромиссно, с требованием удалить заимствованный контент. Желательно письмо оформить на фирменном бланке организации, поставить исходящий номер и печать, подписать у руководителя организации. Ждем пару-тройку дней удаления контента. Если ничего не изменилось, то переходим к следующим этапам.

2. Пишем письмо хостеру сайта-плагиатора. Письмо максимально корректное, но жесткое. О том, что владелец размещенного на серверах хостера сайта своровал данные, являющиеся вашей интеллектуальной собственностью. Просим заблокировать сайт или прекратить предоставление ему услуг хостинга. Надо понимать, что плагиатор-клиент платит хостеру деньги за размещение своего сайта, поэтому хостер вряд ли будет предпринимать слишком радикальные действия, но нервы ворюге однозначно потрепет.

3. Одновременно пишем письмо регистратору домена сайта-плагиатора. Примерно то же, что и хостеру. Просите заблокировать домен или аннулировать его регистрацию в связи с нарушением ваших прав на интеллектуальную собственность. Результат зависит от регистратора — некоторые вполне охотно идут на блокировку, особенно когда видят, что домен оформлен на «левые» данные.

4. Одновременно отправляете письмо в службу поддержки Яндекса. Указываете первоисточник — свой сайт с примерами страниц и плагиатор — сайт с примерами соответствующих страниц. Скорее всего Яндекс ответит, что «является лишь зеркалом Рунета» и ничего не может сделать, но положительный исход также возможен. Вероятность положительного для вас решения увеличивается в том случае, если сайт «содрали» полностью — с дизайном и контентом. Если Яндекс выбросит сайт-плагиатор из поиска, то смысл существования такого сайта практически исчезнет.

К сожалению, с Гуглом такой прием не пройдет — у него просто нет техподдержки, реагирующей на подобные обращения. Гугл просто отсылает на американский закон, в соответствии с которым вы можете поступить.

5. Если предыдущие пункты не помогли, то остается только суд. Если у вас есть достоверные данные владельца сайта-плагиатора, то можно сразу писать заявление, если нет, то придется сначала обратиться в милицию — она установит личность владельца.

Подтверждение авторства в суде. Это самый скользкий момент. Авторство фотографий можно подтвердить по исходным фото со всеми Exif’ами.

Для того, чтобы подтвердить свое авторство на дизайн и контент, юристы рекомендуют поступить следующим образом. Заблаговременно (эх, знать бы, где соломки подстилать) распечатать копии страниц своего сайта, запечатать их в конверт и отправить самому себе по почте. Конверт нужно хранить не вскрывая. Почтовый штамп с датой послужит подтверждением того, что на распечатках отражено состояние сайта на указанную дату. Но такой прием, повторюсь, сработает только если вы позаботились о создании распечаток заблаговременно, до появления ворованного контента на сайте-плагиаторе.

Сложное это дело, отстаивать свои права, но что-то же делать нужно.

 

1 ноября 2012 Опубликовано в Байнет, Разработка сайтов

Прокомментировать